Санкции против собственных граждан: горячая тема или реальна перспектива?

08.04.2021
Санкции против собственных граждан: горячая тема или реальна перспектива?
08.04.2021 11:39

Санкции против собственных граждан: горячая тема или реальна перспектива?

С каждым годом тема санкций становится все актуальнее для Украины, обрастает новыми мифами и приключениями юристов. Вопросы, с которыми они сталкиваются, совсем не простые - с кем и чем можно торговать; что такое крымские санкции и как объяснить банкам, это санкции не против, а в защиту Украины. А в последнее время актуализировался вопрос санкций против собственных граждан: рассмотрим его подробнее.

На страже международного права

Классически механизм санкций является международно-правовым инструментом и был сформирован как один из механизмов соблюдения международного права, применяется против иностранных граждан при определенных обстоятельствах.

Во-первых, если нет других механизмов противодействия правонарушению: например, нет оснований для применения уголовной ответственности против иностранного гражданина на территории Украины.

Во-вторых, если конкретное правонарушение (например, террористическая деятельность) установлено компетентным органом иностранного государства, а международное сообщество хочет поддержать такое государство в применении ответственности к правонарушителю.

В-третьих, при наличии оснований применения таких санкций в соответствии с международным и национальным правом.

Фактически, санкции являются средством ответственности и оперативного воздействия на нарушителя.

Подробнее об этом механизме и иностранном опыте Швеции и Австралии рассказывали здесь.

Можно ли охранять национальное право от нарушений с помощью санкций?

Санкция является частью нормы права и составной частью ответственности (сейчас все читатели точно вспомнили первый курс юридического факультета и теорию права). Поэтому в общем понимании санкции и так ежедневно стоят на страже национального права.

Международно-правовые санкции против собственных граждан

В целом это возможно. Если мы говорим о применении международно-правовых санкций в классическом понимании против собственных граждан, то в международной практике такая возможность не исключена. Например, теоретически такие санкции могут быть применены против собственных граждан в Австралии и Швеции.

И в обоих случаях существуют определенные предпосылки такого применения. Так, в Австралии гражданин должен находиться за границей, чтобы против него можно было поставить вопрос применения санкций. В Швеции такие меры могут быть применены, если это не нарушает экономических и гарантий безопасности Швеции.

Возможно ли применение санкций против собственных граждан в Украине?

Сейчас всем известны случаи применения санкций против граждан Украины. Прежде всего, санкции могут применяться против лиц, осуществляющих террористическую деятельность. При этом норма ч.2 ст.1 Закона Украины "О санкциях" не ссылается на факт гражданства таких лиц.

Кроме того, время от времени на сайте ВР появляются новые инициативы в этом ключе по расширению оснований и/или лучшего урегулирования этой сферы.

Например, недавно было зарегистрировано проект закона о внесении изменений в Закон Украины "О санкциях" № 5285 от 19.03.2021 года (проект в дальнейшем был отозван 26.03.2021 года).

В документе предлагалось расширить основания применения санкций (информационная деятельность в интересах государства-агрессора), процедуру применения санкций, в частности, присоединение к международно-правовым санкциям, ввести процедуру обжалования решения о применении санкций и санкционный реестр. В общем законопроект осветил многие идеи, над которыми стоит подумать в контексте темы санкций.

Целесообразно ли применение санкций против собственных граждан в Украине?

В общем однозначного ответа на этот вопрос нет. Как я уже говорила выше, санкции - это меры воздействия на правонарушителя в ситуации, когда классические меры ответственности не действуют или не могут быть применены по тем или иным причинам.

Во-первых, если гражданин находится на территории Украины и может быть привлечен к ответственности, то возникает вопрос: почему именно санкции, а не меры уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности?

Если санкции предусмотрены законодательством и могут принести дополнительный эффект о прекращении такой деятельности и наложения ответственности, то в их применении может быть смысл.

Да, есть меры ответственности, которые можно применить исключительно/почти исключительно из-за применения санкций, например, запрет или ограничение захода иностранных невоенных судов и военных кораблей к территориальному морю Украины, ее внутренних вод, портов и воздушных судов в воздушное пространство Украины или осуществление посадки на территории Украины (п. 11 ч. 1 ст. 4 Закона Украины "О санкциях"). В то же время, блокирование счетов в качестве меры ответственности против гражданина Украины может быть применено в уголовно-правовом, хозяйственно-правовом процессе и т.п. (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона Украины "О санкциях").

Если к наложению санкций другие меры ответственности даже не рассматривались, то возникает вопрос, почему санкции: учитывая широкий механизм воздействия, меньший порог доказывания наличия нарушения или другие причины? В таком случае вопрос о, их целесообразности остается открытым.
Во-вторых, если определенное санкционные ограничение против гражданина Украины и будет применен на основании имеющейся процедуры или с учетом потенциальных изменений, то это должно быть осуществлено с соблюдением предусмотренной законом процедуры.

Конечно, это важно всегда, и в этом случае особенно учитывая недостаточную четкость в правовом регулировании собственно возможности применения санкций против гражданина Украины и связанных с этим ограничительных мер. Ведь один неверный шаг может привести уже Украинк в ЕСПЧ при наличии признаков нарушения прав, предусмотренных конвенцией (например, права собственности).

Выводы

Практика применения санкций против собственных граждан известна международному сообществу, впрочем должна стать подробно урегулированным и исключительным механизмом воздействия на нарушителя, а не заменой существующих видов ответственности.

Поэтому возможные изменения в законодательство нужно рассматривать с точки зрения целесообразности, отвечая на вопрос: "Существует ли дополнительный эффект и ценность указанного мероприятия". Очевидно, что во многих случаях такая ценность существует: например, ответственность за нарушение санкционного режима (запрещенные связи с пидсанкцийною лицом), дополнительные меры международно-правового воздействия и тому подобное.

Но нужно помнить о традиционных принципах верховенства права, справедливости, невозможности двойной ответственности за совершенное правонарушение и соблюдения установленной законом процедуры.

Ольга Кучмиенко

заместитель председателя Комитета Ассоциации юристов Украины по международному праву, адвокат, к.ю.н.

 

Источник: zib.com.ua

Теги материала: санкции, Украина

Статьи по теме
bigmir)net TOP 100