Эксперты: Национализированный Зеленским нефтепродуктопровод наносит государству убытки

26.05.2021
Эксперты: Национализированный Зеленским нефтепродуктопровод наносит государству убытки
26.05.2021 12:00

Эксперты: Национализированный Зеленским нефтепродуктопровод наносит государству убытки

Нефтепродуктопровод "ПрикарпатЗападТранс", который четыре года простаивал и был в итоге запущен частными инвесторами в 2016 году, генерировал в госбюджет Украины сотни миллионов гривен налогов. Сейчас труба снова не работает, а государство несет убытки.

Национализированный указом президента Владимира Зеленского нефтепродуктопровод "ПрикарпатЗападТранс", еще недавно генерировавший поток поступлений в государственную казну, простаивает, и государство не получает от трубы ничего, кроме убытков. Это на фоне того, что в 2016-2018 гг. компания заплатила в госбюджет 358,3 млн грн. И далеко не факт, что в будущем труба будет приносить государству доход. Об этом говорится в статье "Как государство проиграло от национализации нефтепродуктопровода "ПрикарпатЗападТранс".

В феврале этого года украинские власти незаконно, путем решения СНБО, отобрали у частных инвесторов участок нефтепродуктопровода "Самара - Западное направление", который до этого несколько лет играл ключевую роль в обеспечении Украины импортным дизельным топливом.

Возобновление работы "ПрикарпатЗападТранса" произошло благодаря приходу иностранных инвесторов. В конце 2015 года предприятие у российского ЗАО "Транснефтепродукт" выкупила швейцарская International Trading Partners (ITP) Анатолия Шефера. "ПрикарпатЗападТранс" в июне 2016 г. смог возобновить транспортировку дизельного топлива по заказу клиентов. International Trading Partners, трейдер Proton Energy Group Нисана Моисеева и другие европейские компании вложили в восстановление работы проекта более 550 млн долларов.

"С запуском нефтепродуктопровода цены на дизельное топливо, поставляемое в Украину, стали падать. Снижение цен происходило из-за того, что поставка нефтепродуктов по нефтепродуктопроводу в разы дешевле затрат на транспортировку по морю и по железной дороге. Премия к ценовым котировкам на дизель (одна из составляющей цены для покупателя) снизилась с 80-60 долл./т в период простоя "ПрикарпатЗападТранса" до 20 долл./т, когда предприятие снова заработало. Это неминуемо привело к снижению цены для потребителей по всей стране", - говорится в материале.

Нефтепродуктопровод в немалой степени способствовал "выбеливанию" украинского топливного рынка и росту поступлений акциза в госбюджет. В Украину поступало достаточно "белого" дизтоплива, чтобы покрыть потребности потребления, а значит, доля контрабанды стремительно сокращается.

В феврале 2021 года президент Владимир Зеленский после решения СНБО отобрал нефтепродуктопровод "ПрикарпатЗападТранса" у частных инвесторов.

При этом новый управляющий трубой, "Укртранснафта", ожидает, что управление активом будет приносить в государственную казну от 1,1 до 2,5 млн грн ежемесячно. Это на фоне того, что в 2016-2018 гг. компания заплатила в госбюджет 358,3 млн грн. Сегодня производственный комплекс, генерировавший поток поступлений в государственную казну, простаивает, и государство не получает от трубы ничего, кроме убытков. И далеко не факт, что в будущем труба будет приносить "Укртранснафте" доход.

С поиском заказчиков, которым можно оказать услуги прокачки, могут быть большие проблемы. Основатель EXPRO Consulting Геннадий Кобаль в одном из комментариев ранее отметил, что нефтепродуктопровод эффективен и имеет ценность только в том случае, если по нему будет прокачиваться топливо. Ранее по трубе шло топливо из России, теперь же, по мнению эксперта, россияне могут и не дать ресурс. "Значит, придется искать альтернативные источники дизельного топлива. Как вариант - дизтопливо из Беларуси, поскольку труба проходит рядом с Мозырским НПЗ в Беларуси", - отметил он.

Сомневается в перспективах работы нефтепродуктопровода под управлением "Укртранснафты" и Геннадий Рябцев, директор специальных проектов научно-технического центра "Психея". "С кем будет подписывать "Укртранснафта" соглашение? С россиянами? У меня очень большие сомнения в том, что удастся это все решить. Этот трубопровод - больная точка, очень сложный узел правовых и политический проблем, поэтому я не знаю, каким образом "Укртранснафта" собирается эксплуатировать этот участок трубы", - сказал он в одном из комментариев для СМИ.

"А пока труба стоит, цены на топливо в стране растут, и правительство уже пытается ручным способом регулировать розничный рынок. Как в советские времена", - резюмирует автор.

Теги материала: нефтепровод, топливо, Владимир Зеленский

Статьи по теме
bigmir)net TOP 100