23.03.2016
23.03.2016 06:38

Биологи научились очищать инфицированные клетки от генов ВИЧ

Генетики показали возможность глубокого редактирования генома зараженных ВИЧ иммунных клеток. Использование новых технологий CRISPR/Cas9 позволяет удалить из него все вирусные гены – и, более того, надежно препятствует их повторному встраиванию. О работе сообщает N+1 со ссылкой на публикацию в журнале Scientific Reports.

Несколько лет назад команда Кэмеля Кхалили (Kamel Khalili) уже демонстрировала способность технологий CRISPR/Cas9 обнаруживать встроившийся в хромосомы клеток геном вируса по характерным длинным концевым последовательностям – и успешно вырезать его. В своей новой работе ученые из Темпльского университета вновь использовали CRISPR/Cas9 для удаления ВИЧ из зараженных Т-лимфоцитов, показав, что система позволяет вырезать все до единой копии вирусного генома и препятствует его повторной встраиванию в хромосомы.

Полный анализ ДНК экспериментальных клеточных линий показал, что первоначально в нем содержались четыре связанные с ВИЧ вставки на 1-й и 16-й хромосомах, и все они были точно и успешно вырезаны CRISPR/Cas9-системой. Более того, если экспрессия генов Cas9 и РНК-гидов в клетке продолжалась, они эффективно защищали ее от повторного заражения и встраивания вируса в ДНК. “Таким образом, редактирование с помощью CRISPR/Cas9 может открыть новые методы терапии для удаления ДНК ВИЧ-1 из CD4-положительных Т-лимфоцитов, - отмечают авторы работы, - и могут стать отправной точкой на пути к полному излечению”.

Как сообщал MIGnews.com.ua, ранее создано кольцо, защищающее от ВИЧ. Исследование показало, что женщины, использовавшие кольцо с препаратом, заражались ВИЧ в среднем на 27% реже, чем испытуемые, получившие кольцо с плацебо и использовавшие традиционные способы защиты, например, презервативы и гели.

Теги материала: генетика, геном, ВИЧ, ДНК, клетка