Виктор Медведчук: Русскоговорящий юго-восток страны должен дать оценку языковой политике Зеленского

12.12.2019
Виктор Медведчук: Русскоговорящий юго-восток страны должен дать оценку языковой политике Зеленского
12.12.2019 11:00

Виктор Медведчук: Русскоговорящий юго-восток страны должен дать оценку языковой политике Зеленского

Вячеслав Пиховшек: В эфире председатель политсовета партии "Оппозиционная платформа - За жизнь" Виктор Медведчук. Добрый день, Виктор Владимирович.

Виктор Медведчук: Да, добрый вечер.

Сначала о ситуации с переводом официальных документов. В последние дни постоянно все менялось - то появился перевод коммюнике, важнейшего документа нормандской встречи, где пытались представить ситуацию так, будто все ограничивается исключительно законом "Об особом статусе", то есть об особом порядке самоуправления отдельных районов Луганской и Донецкой областей. Затем эти изменения были внесены и в украиноязычный текст, русскоязычный текст и в англоязычный текст, в конце концов. Как можно было бы понять такую чехарду, немыслимую для нормальной государственной машины?

Ну, во-первых, это умышленные действия, мы их правильно вчера в нашем заявлении, когда мы сразу обнаружили после того, как они были опубликованы на сайте президента, назвали фальсификацией. Причем умышленной фальсификацией, направленной на искажение соответствия оригиналу, который был согласован на заседании глав государств "нормандской четверки" 9 декабря. Более того, мы понимаем, что это были умышленные действия, хотя бы потому, что это касалось не каких-то второстепенных вещей, изложенных в коммюнике, а одного из главных вопросов, если не сказать главного. Речь идет об особом статусе, который в украинском сфальсифицированном тексте звучит как "особый статус", предусмотренный законом "Об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". То есть специально сузили само понятие особого статуса, предусмотренного законом. И дописали слова, что речь идет о законе. А ведь особый статус, согласно минским соглашениям, определяется не только этим законом, но еще изменениями в Конституцию. А это сужает понятие, которое было изложено и которое признано как то, которое необходимо вводить на постоянной основе главами государств "нормандской четверки". Это существенный вопрос, который, к счастью, исправлен, потому что это фальсификация, причем умышленная. И мы настояли, чтобы это произошло. Потому что в данном случае речь идет о том, что этот закон, в данном случае "Об особом статусе", и изменения в Конституцию - это то, что является непосредственным исполнением Минских соглашений.

Виктор Владимирович, какова ваша оценка нормандского саммита, атмосферы, которая там была? Вы, как и мы, наблюдали с волнением, я уверен. Относительно этого события, что вы можете сказать? Ваши выводы? Видите ли какую-то принципиальную разницу в поведении Зеленского и его предшественника Порошенко?

Ну, во-первых, поведение Порошенко, Слава, мы давно не видели на заседаниях "нормандской четверки", потому что последнее было более трех лет назад. И уже подзабылся образ этого гражданина, когда он представлял Украину в рамках "нормандского формата". То, что касается г-на Зеленского - ну, мы знали позицию, с которой он едет туда, мы знали, например, о том, что будет предметом решения на этом заседании, потому что, собственно говоря, не надо было пользоваться какими-то закрытыми источниками, а надо было обратить внимание, что было решено на заседании советников глав государств "нормандской четверки" еще 11 сентября, когда подписывалось и согласовывалось для имплементации в украинское национальное законодательство "формулы Штайнмайера". И в содержании самой формулы, которая была 1 октября подписана Кучмой, как, впрочем, была подписана представителями России, ОБСЕ, Донецка и Луганска. Мы видим то, что был согласован текст, который подлежит имплементации в украинское законодательство. И тогда же был подготовлен проект документа, который должны были обсудить и принять решение по поводу этого документа на заседании глав государств "нормандской четверки".

При этом мы понимали, против чего Зеленский будет возражать. Зеленский и команда Зеленского предлагали изменить Минские соглашения, ну, естественно, в интересах Украины, естественно, если б на это пошли все иные заинтересованные стороны, то такие изменения могли бы быть внесены. Но ведь абсолютно понятно, что такие изменения в Минские соглашения не могли быть внесены по простой причине - несогласия с ними определенных сторон "нормандского формата". И об этом тоже неоднократно заявлялось накануне 9 декабря. Это вопрос, связанный с границей, о том, что контроль за границей, как сказано в Минских соглашениях, начинает устанавливаться на следующий день после выборов, а заканчивается после внесения изменений в Конституцию в части особого статуса. Естественно, что вряд ли кто-то пойдет на изменение этой нормы - и представители Франции, и представители Германии, а тем более, представители Донецка и Луганска, которых представляет на заседаниях "нормандского формата" г-н Путин. Поэтому об этом было прямо сказано. Точно так же, как и представительство Донбасса. Точно так же, как другие вопросы.

Поэтому естественно, что предполагалось, что будет подтверждена приверженность минским соглашениям, их имплементация в украинское национальное законодательство, будет подтверждена "формула Штайнмайера", будет подтверждена позиция, связанная с особым статусом на постоянной основе, и будет решен или предложен вариант обмена "всех установленных на всех установленных". Все это мы и нашли впоследствии в коммюнике. Хотя, когда проходила пресс-конференция г-на Зеленского, то из его выступления вряд ли можно было понять, а если быть точным, то абсолютно нельзя было понять, о чем подписано коммюнике, о котором мы узнали уже после заседания и после проведения пресс-конференции. Потому что он говорил о своей позиции, исключительно о своей позиции, и единственное, о чем он сказал и что нашло свое место отражение в коммюнике, это был вопрос, связанный с освобождением лиц, с обменом "всех установленных на всех установленных".

Поэтому когда мы оцениваем этот документ, то можно сказать, что новая власть во главе с Зеленским признала минские соглашения, их неукоснительность, их безальтернативность и продемонстрировала своим поддержанием Парижского коммюнике приверженность тому, что минские соглашения должны быть имплементированы в украинское законодательство. Так сказано в преамбуле коммюнике, подписанном и утвержденном в Париже. Минские соглашения и особый статус, предусмотренный минскими соглашениями, нашел также выражение в формуле особого статуса, который должен действовать на постоянной основе, и, как мы уже говорили, в особый статус включается не только этот закон, но и изменения в Конституцию, также речь идет и подтверждена имплементация "формулы Штайнмайера" в национальное законодательство, а эта формула выписана в письме, который есть в общем доступе, подписанном Кучмой 1 октября. Там идет речь, когда этот закон вводится временно, в 20:00 после окончания местных выборов, и постоянно - после заключения ОБСЕ. Что мы, собственно говоря, еще несколько недель тому назад изложили в нашем законопроекте об изменениях закона о статусе по Донбассу, где мы предложили изменить статью 1, 2 и 10, где мы вводим особый статус на постоянной основе согласно "формуле Штайнмайера", которая была изложена в том письме, к которому присоединилась и содержание которого поддержала украинская сторона. А сегодня уже это подтверждено еще и Парижским коммюнике, подписанным на заседании глав "нормандской четверки" 9 декабря. Но, несмотря на это, Вячеслав, я думаю, что у вас будут по этому поводу вопросы, вчера вечером был внесен законопроект, где в законе "О статусе" меняется цифра 2019 на 2020. И все. Вот это, собственно, яркая характеристика того, по какому пути идет власть и есть ли на этом пути что-то общее с целью прекратить боевые действия и мирно урегулировать ситуацию на Донбассе.

Если мы смотрим на их действия, то они предложили всего-навсего сменить одну дату на другую, и все, больше ничего. Опять хождение по кругу. Сегодня информационные ресурсы "ЛНР-ДНР" распространили заявление главы "ДНР" Пушилина, что перемирие не может быть реализовано, пока Украина официально не обнародует корректный текст коммюнике "нормандской четверки". Они обнародовали это коммюнике. С другой стороны, Зеленский хвастается, что, возможно, удастся достичь еще какого-то отвода войск в еще каких-то трех населенных пунктах. Как вы неоднократно подчеркивали, линия соприкосновения составляет 412 км. Что должен делать Зеленский, если бы он не хотел ходить по кругу?

Я считаю, что президент Украины г-н Зеленский должен был идти и осуществлять шаги, направленные на мир. И не только сегодня, после "нормандского формата", а еще сразу же после инаугурационной речи, то есть в мае 2019 года. Для этого были все основания, для этого были минские соглашения, для этого была согласована и утверждена "формула Штайнмайера", это было 1 октября, а сегодня у нас уже 11 декабря. Для этого можно было провести и довести до конца переговоры, связанные с обменом "всех установленных на всех установленных". Но этих шагов мы не увидели. Более того, если речь идет о том, чтобы Украина присоединилась к "формуле Штайнмайера", хотя г-н Зеленский за два дня до нормандской встречи почему-то начал говорить, что мы признали формулу, но не ввели ее в действие, и мы не признали текст. И вот эти рассуждения дискуссионные накануне нормандской встречи, я думаю, многих вдохновили, в том числе его коллег, глав государств "нормандской четверки", остальных трех коллег. Но не думаю, что это было правильным со стороны г-на Зеленского накануне этой встречи - это первое. Второе, вместо того, чтобы сейчас менять закон в той части, в которой он уже согласован в "формуле Штайнмайера", и Парижским коммюнике, и отвечает нормам минских соглашений, снова идем по пути того, чтобы закон, который заканчивает действие 31 декабря, продолжил свое действие еще на год. Хотя мы хорошо знаем, что этот закон не вступил в силу, он не работает, кроме 1 статьи, так как статьей 10 приостановлено действие статей со 2-й по 9-ю. Вот вам, я уже говорил, реальные шаги к миру. То есть это свидетельство об отсутствии политической воли, направленной на прекращение боевых действий и мирного урегулирования.

Объявлено, что следующий саммит - и в это, конечно, "верится с трудом" - состоится через 4 месяца. Это, значит, март-апрель следующего года. Пока у Зеленского какой-никакой политический ресурс, есть какая-то поддержка людей. Но через 4 месяца люди получат новые платежки, увидят, что не только не произошло ни одного снижения стоимости тарифов - ну, так, как нам говорил МВФ. Почему, с вашей точки зрения, сейчас Зеленский просто теряет время, растрачивая политический ресурс, который он все еще имеет, и не инициирует все необходимые шаги для выполнения минских договоренностей - и по выборам, и по амнистии, и по разведению войск, и по всем пунктам, которые вы перечислили?

Вячеслав, вот несколько дней тому назад я был в Харькове на встрече, участвовал в партийной конференции, потом встречались с гражданами Харькова, в том числе с участниками конференции. Мне задали такой вопрос: "Виктор Владимирович, скажите, а вы заинтересованы в падении рейтинга Зеленского?" Я говорю: "Нет, категорически нет". Потому что пока у Зеленского есть высокий уровень доверия наших граждан, он может реализовать очень многие реформы - очень многие. Но мы же сейчас говорим о прекращении боевых действий и о мире. И здесь как раз Зеленский может это сделать, проявив политическую волю только при высоком уровне доверия со стороны граждан. А если тот уровень доверия будет падать, если его поддержка будет уменьшаться, если накал со стороны национал-радикалов, которые протестуют против их действий, более того, готовы применять силу и другие незаконные методы, будут иметь место, то Зеленский не сможет этого сделать. И поэтому я как человек, заинтересованный в мире, который… я занимаюсь и нахожусь в переговорном процессе с мая 2014 г., хорошо понимаю, что если рейтинг Зеленского, к сожалению, для него, дойдет до уровня Порошенко, то вряд ли что-то он сможет сделать. Потому что несколько лет тому назад, анализируя действия Порошенко, я сказал: у него есть политическая воля, но нет политического ресурса, имея в виду то, что в парламенте господствовала партия войны, которая не хотела реализовывать минские соглашения. Сегодня у г-на Зеленского есть полностью политический ресурс, и вопрос стоит за наличием и реализацией политической воли.

Почему он этого не делает? Что его останавливает? И кем, и как формируется его политическая воля? На сегодняшний день ответов на эти вопросы - достоверных, очевидных - пока нет. Но, теряя время на осуществление мер, направленных на мир, мы можем потерять и возможность в ближайшие годы урегулировать ситуацию на Донбассе, сделать все, чтобы Донбасс, неконтролируемый Донбасс, в котором проживают наши граждане, вернулся в Украину, а Украина вернулась на Донбасс.

Как вы можете оценить позицию президента Зеленского в Париже, заявленную об обмене удерживаемыми лицами, "всех установленных на всех установленных"? Он сказал, что это должно быть передано Трехсторонней группе в Минске... То есть Зеленский упорно избегает необходимости, предусмотренной минскими соглашениями, прямых контактов Киева и ОРДЛО - "ДНР-ЛНР" так называемых. Почему он это делает? Почему он не хочет идти на прямой контакт?

Ну, вы знаете, это одна из проблем в деятельности президента Украины Зеленского. Хотя, я хочу сказать, Слава, что здесь есть отчасти и реальная ситуация. Чтобы ни решили в Париже, как вы знаете, представителей Донецка и Луганска там нет. Там были только представители Украины и России, представители Франции и Германии. И они, конечно же, могли решить, но они даже не записали, что это решение. Они сказали, что они будут способствовать и поддерживать, как это отражено в коммюнике, подписанном, утвержденном в Париже, в отношении всех установленных на всех установленных. Потому что последнее решение за Киевом, с одной стороны, и за Донецком и Луганском - с другой стороны. И здесь необходимо осуществить все те формальности, которые позволят нашим людям, как с одной, так и с другой стороны, это граждане Украины, я напоминаю, вернуться домой, в свои семьи, к родным. И то, что г-н Зеленский всячески… не просто он уходит от этого, он заявил, что он не будет вести переговоры с сепаратистами. Я считаю это его стратегической ошибкой. Более того, даже последние социологические опросы подтвердили, что 41% наших граждан считают, что он должен вести переговоры с представителями сепаратистов. И только 36 или 38% возражают против этого. То есть большинство граждан - за. И если ты действительно хочешь прекратить боевые действия, и если ты реально и действительно хочешь установить мир, то это надо делать. Потому что абсолютно правильно было сказано на пресс-конференции в Париже о том, что еще ни один конфликт не решался без того, чтобы в переговоры не вступили конфликтующие стороны. А конфликтующими сторонами в данном случае являются Киев, Донецк и Луганск. Поэтому вывод очень прост, вывод лаконичен - для мира нужны переговоры. Мир может иметь место только в результате переговоров.

Следующий вопрос - как вы расцениваете ход переговоров в Париже относительно транзита газа и газового контракта для Украины? Ведь произошло нечто неслыханное - Зеленский берет к себе в переговорную группу человека, который является правой рукой Коболева, все эти люди прямо завязаны на политические круги США вокруг Сороса. Как вы оцениваете то, что произошло в Париже по переговорам по газу?

Ну, во-первых, ничего не произошло в Париже на полях нормандской встречи по газу, ни по транзиту, ни по прямым поставкам. Поэтому и был ответ, что этим будут заниматься министры и руководители хозяйствующих субъектов - НАК "Нефтегаз" и российский "Газпром". Это означает то, что все туры переговоров, которые имели место накануне, в том числе и с участием представителей Еврокомиссии Евросоюза - они на сегодняшний день увенчались полным провалом.

Более того, я считаю, что как бы мы ни договорились о транзите газа, это будет полный провал для интересов Украины, потому что мы никогда не сохраним те условия, на основании которых мы поставляли газ по транзиту в Европу, российский газ, все эти годы. И когда мы получали в районе 3 миллиардов долларов каждый год за транзит газа. Таких условий нам сохранить не получится, потому что нет такого объема газа. Это не желание российской стороны или отсутствие в полной мере принципиальной поддержки со стороны украинской стороны. Объем газа, который будет поставляться в Европу по "Турецкому потоку" - 1 и 2, "Северному потоку - 2" через несколько месяцев, означает то, что, во-первых, это более дешевые поставки газа, а значит, экономически более выгодные, и украинская труба останется без того объема загрузки, который имел место и в этом году имеет место, в прошлом и позапрошлом году. И в бюджет, в доходную часть не поступят вот те миллиарды долларов, которые, кстати, запланированы бюджетом на 2020 год. Почему это сделали - непонятно. Потому что реально шансов на сохранение транзита, а значит, и поступления денег в доход бюджета не было уже месяц тому назад или два месяца тому назад. Потому что эту проблему надо было решать в начале года, в середине года, как и проблему прямых поставок газа по сниженной цене, о чем мы когда-то договорились, наша делегация, я и Бойко, в Москве еще в марте месяце. Договоренность о снижении цены, которую подтвердил и "Газпром", и правительство, и президент РФ г-н Путин. Более того, он неоднократно об этом упоминал. Он об этом, кстати, сказал и в Париже.

Но воз и ныне там, никаких движений в эту сторону нет, и вы, Слава, забыли сказать о том, что когда шли переговоры на полях "нормандской четверки", то вообще произошел вопиющий факт цинизма, который может иметь место сегодня в Украине и только при сегодняшней власти. Когда г-н Коболев давал оценку переговорам, которые имеют место быть в Париже - а именно он сказал: "Они там могут до чего-то договориться, они могут там решить, но окончательное решение мы будем принимать на заседании правления НАК "Нефтегаз". Можете представить себе и оценить по достоинству этот цинизм какого-то там, с позволения сказать, Коболева, который возглавляет непонятно почему, на каком основании НАК "Нефтегаз", который может так говорить, когда идет встреча на высшем уровне и вопросами газа уже обеспокоены главы двух государств и руководители соответствующих ведомств, включая с украинской и российской стороны министров энергетики? Можете представить то, что вот этот цинизм остался без ответа, без реакции? Вот стоимость - цена власти, ее авторитета, когда решаются настолько важные для экономики страны вопросы. Поэтому договоренности или переговоры будут идти, но еще раз говорю - любые договоренности, к которым придет Украина, в том или ином варианте, это будет провал украинской власти, возглавляемой г-ном Зеленским, в вопросах газовых переговоров - как по вопросу прямых поставок, так и по вопросу транзита газа в Европу.

Не могу не задать вопрос еще на такую тему. Все мы были шокированы, как буквально накануне нормандского саммита СБУ проводила обыски в приемных и в помещениях народных депутатов от "Оппозиционной платформы - За жизнь". Напомню, на помещение также распространяется депутатский иммунитет. Сегодня появились два сообщения - с одной стороны, Юрий Загородний, депутат Украины, сказал, что провели обыск в офисе "Оппозиционной платформы - За жизнь", чтобы, возможно, убрать аппаратуру для незаконного прослушивания. И я еще нашел такой текст, где политтехнолог Владимир Шамин чуть дальше продвинулся, высказавшись на сайте "Корреспондент": "Хотели убрать какую-то аппаратуру для прослушивания, и это было продиктовано необходимостью зачистить следы противоправной деятельности, так как ГБР возбудило уголовное дело в отношении незаконного прослушивания нардепов от "Оппозиционной платформы - За жизнь". Мы сообщали эту информацию со ссылкой на депутатское обращение Рената Кузьмина, народного депутата Украины. К какой версии относительно этих событий вы склоняетесь, Виктор Владимирович? Или эти версии друг другу не противоречат? С одной стороны, хотели что-то убрать, а с другой - психологическое давление на вас накануне "нормандского формата"?

Вы знаете, Слава, я хочу сказать, что незаконные действия, которые, на наш взгляд, имеют место со стороны СБУ, руководства СБУ и непосредственно подчиненных руководству, они имеют место не первый месяц, не первый год - если речь идет в отношении меня как одного из руководителей партии, а ранее как руководителя общественного движения "Украинский выбор". Это было при г-не Грицаке и его подчиненных, которые злоупотребляли властью и нарушали закон и, естественно, должны нести уголовную ответственность. Это происходит и сегодня при новом руководстве СБУ. И те версии, которые высказаны, те сообщения в СМИ, которые имеют место, они, конечно же, очень напоминают реальность того, что происходит. Потому что если раньше тот же Медведчук не пользовался депутатским иммунитетом, то сегодня он пользуется. И этот иммунитет еще не отменен до 1 января следующего 2020 года. И поэтому любые оперативно-розыскные, контрразведывательные следствия, мероприятия со стороны СБУ не могут иметь место, потому что есть депутатский иммунитет. А мы знаем о том, что они есть. Мы знаем не только, исходя из сообщений в СМИ руководителей СБУ, которые этим занимаются, мы знаем и нам говорят о том, что будут в ближайшее время названы исполнители работников СБУ, которые осуществляют незаконные действия и за которые они в обязательном порядке будут привлечены к уголовной ответственности.

И возбуждение уголовного дела ГБР, о чем есть официальное уведомление, которое мы получили, это свидетельство того, что сегодня СБУ может предпринимать попытки замести следы своей незаконной оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности, в том числе и в отношении народных депутатов. Потому что тот повод, Слава, который они придумали для проведения обыска, уголовное дело 2017 года, по которому не осуществлялось никаких действий, это просто как пыль в глаза. То есть это тот пример, когда используют любую зацепку для того, чтобы осуществить те или иные незаконные действия. И поэтому, естественно, что есть такие выводы, есть такие высказывания и есть такие версии. Единственное, на чем мы будем принципиально настаивать, - на привлечении не просто к ответственности, а к уголовной ответственности и руководителей СБУ, замешанных в этих незаконных действиях, и непосредственных исполнителей. И я хочу напомнить этим представителям СБУ, что мир не без добрых людей, а все ваши незаконные действия нам хорошо известны, а еще больше будет известно через некоторое время. И те, которые сегодня привлекаются к уголовной ответственности, представители прежней СБУ, а вы знаете, что сегодня судебные инстанции возбуждают уголовные дела, в том числе и в отношении руководителя (бывшего уже) СБУ Грицака, это означает, что перед законом должны быть все равны. Нарушаешь закон - неси ответственность. Это касается всех сотрудников СБУ и руководства этой службы.

Виктор Владимирович, люди привыкли видеть вас так, как сейчас, каким вы есть - работоспособным, целенаправленным человеком, который сконцентрирован на решении задач. Но хочу задать вам чисто человеческий вопрос. Вы отец, вы женаты, наверное, мало в этом приятного, когда фактически лезут в ваше частное жилье и занимаются такими незаконными действиями не только против вас, но и против вашей семьи. Что в такой ситуации, какое решение вы для себя принимаете? Ведь трудно поверить в то, что просто можно от этого отстраниться. Насколько можно эмоционально отстраниться?

Безусловно, это не может не тревожить меня, это не может не давать мне основания быть обеспокоенным и в том числе в отношении моей семьи, потому что подобные действия незаконны. Мы ведь сейчас говорим о том, что незаконные действия осуществляются в отношении народных депутатов, потому что они априори не могут осуществляться. Они априори не могут иметь место. Но я знаю о том, что эти действия осуществляются в отношении моей жены, Марченко Оксаны Михайловны. И прослушка телефонов, и незаконные другие оперативные мероприятия, отслеживание. И это все, безусловно, не может не вызывать тревоги. Но ведь есть принципиальная линия поведения, есть принципиальный путь. И я его избрал, я иду по этому пути, потому что хорошо понимаю, что я и моя семья, мои коллеги по фракции, по партии, являются законопослушными гражданами. А тех, кто дает такие команды на незаконные действия, - а мы ведь понимаем, что команда на незаконные действия, она шла от президента г-на Зеленского, который рассказывал когда-то по поводу незаконного финансирования партии, который говорил о том, что каналы, к собственности которых имеет отношение представитель партии, тоже незаконно финансируются, и многое другое - разве это не прямое указание правоохранительной системы, в данном случае СБУ, на осуществление незаконных действий? Ведь никто не против, чтобы проверяли, никто не против, чтобы исследовали, собирали те или иные доказательства против незаконных действий. И вот незаконные действия, которые имеют место, которые будут, я уверен, установлены, они, безусловно, привлекут уголовную ответственность для тех, кто нарушает закон, кто пренебрегает законом, и тот, кто ставит себя и задачи по исполнению преступных приказов выше, чем действующее законодательство.

Несколько дней назад вы дали оценку заявлению Венецианской комиссии относительно Украины. Венецианская комиссия выступила в защиту прав русскоязычного населения Украины, за синхронизацию закона, который еще надо разработать и принять, о национальных меньшинствах и закона о государственном языке, чтобы обеспечить необходимый баланс, пересмотреть принцип пропорциональности требований к квотам на контент в ТВ и радио на украинском языке. Зеленский фактически приходил к власти в Украине, пропагандируя, показывая, что он выступает за интересы гражданского общества Украины. Не какой-то эфемерной титульной нации, не этничности, а именно гражданского общества. Если бы ныне существующая власть хотела выполнять эти рекомендации Венецианской комиссии, каких действий, с вашей точки зрения, надо было бы ожидать?

Вы понимаете, какая складывается ситуация… Вы абсолютно правильно сказали по поводу того, что г-н Зеленский во время избирательной кампании говорил о том, что закон о функционировании украинского языка как государственного будет пересмотрен. Но ведь никто ничего не сделал. Более того, и сам Зеленский больше это не комментирует. А его министры, такие как Бородянский, такие как министр образования Новосад, прямо говорят о том, что закон пересматриваться не будет. И дискриминация русского языка и языков национальных меньшинств, которая введена в рамках государственной политики в этот закон, будет оставаться. Как и закон об образовании. И смотрите, какая хронология событий. Первое, в сентябре 2019 г. миссия ООН отмечает, что на сегодняшний день закон о функционировании украинского языка как государственного нарушает права национальных меньшинств и права русскоязычного населения. В октябре комиссар по правам человека Совета Европы дает заключение о том, что закон надо изменить. Необходимо принять закон, который определяет сегодня язык национальных меньшинств и права национальных меньшинств в Украине. И третье, уже в ноябре-декабре Венецианская комиссия дает заключение о том, что этот закон нарушает права национальных меньшинств.

А действия власти? А действий никаких, Слава, нет. Более того, я хочу остановить внимание на другом - ведь все это время незыблемо действует статья 10 Конституции Украины, часть 3. Я ее процитирую: на территории Украины гарантируется свободное развитие, использование - подчеркиваю, использование - и защита русского и других языков национальных меньшинств. Я когда-то был одним из авторов этой статьи. И, обратите внимание, в статье 10 части 3 идет речь о языках национальных меньшинств и отдельно русского. То есть русский даже не считался языком национальных меньшинств. Он стоял отдельно в ряду вот этого перечня. Потому что на то время этнических русских, являющихся гражданами Украины, было более 8 миллионов - 8,5 миллионов человек. Сегодня их примерно 3-4,5 миллионов этнических русских граждан Украины. И мы слышим сегодня по поводу национальных меньшинств венгров, права которых ущемляются, в отношении русских и русскоговорящих, а это миллионы наших граждан. Более того, все солидные международные организации, которые имеют право на эту тему говорить и высказывают свою позицию и точку зрения, высказались. И ООН, и Совет Европы, и Венецианская комиссия. И никаких движений нет, кроме того, что мы слышим сегодня угрозы уже уполномоченных по соблюдению языка о штрафах и о разном другом, что нельзя цензурно охарактеризовать действия.

Подождите, но в стране действует статья 10, где каждому гражданину разрешено использовать и гарантировано это использование и русского, и других языков национальных меньшинств. Так что тогда действует? Почему не остановлена дискриминация русского языка? Это все вопросы, не имеющие ответов у сегодняшней власти. Но хочу напомнить, что сегодняшняя власть стала властью только благодаря поддержке на юго-востоке, где в основном живут жители русскоговорящие, где живут русские, те, которые являются гражданами Украины. И они наиболее оказали поддержку и г-ну Зеленскому, и его партии, когда она победила на парламентских выборах. И они должны давать оценку вот этим действиям власти по отношению к русскому и другим языкам национальных меньшинств. Наша фракция еще вначале заседания в рамках ВР девятого созыва внесла закон по поводу разграничения и действия прав языков национальных меньшинств. И мы будем настаивать на том, чтобы была выполнена в полном объеме часть 3 статьи 10 Конституции, чтобы покончить с дискриминацией русского языка и чтобы и русские и русскоговорящие, и другие национальные меньшинства были защищены, защищен их комплекс прав и их конституционные права и свободы.

Спасибо вам. С нами на связи был народный депутат Украины, председатель политсовета партии "Оппозиционная платформа - За жизнь" Виктор Медведчук. Еще раз спасибо.

Теги материала: Медведчук, Оппозиционная платформа - За жизнь, нормандский формат, Владимир Зеленский, Донбасс, газ

Статьи по теме
bigmir)net TOP 100